Венгрия              

«Формула-1» — вкус адреналина

    Рев моторов, немыслимо высокие скорости, летящие по трассе машины, запредельный выброс адреналина в кровь и, конечно же, сами гонщики, настоящие рыцари без страха и упрека, — все это «Формула-1». Фернандо Алонсо — победитель Гран-при Венгрии 2003 годаЕе неофициальное название — «Королевская формула», потому как она является самым популярным, дорогим и высокотехнологичным видом автогонок. Тот, кто хотя бы однажды был зрителем этого захватывающего соревнования, становится его фанатом на всю жизнь.
    «Формула-1» состоит из отдельных этапов, или Гран-при, которые обычно проводятся на разных трассах. Исключения из этого правила составляют Гран-при Монако и Гран-при Монте-Карло, проходящие на закрытых городских улицах. В «Формуле-1» соревнуются как отдельные пилоты, так и команды. Пилоты борются за титул чемпиона мира, а команды — за кубок конструкторов.
    Европа является традиционным центром проведения «Формулы-1»: здесь находятся офисы всех команд и проводится больше половины соревнований чемпионата. Ведущее место среди гоночных держав принадлежит Великобритании, которая стала родиной для большинства чемпионов мира (12) и многих конструкторских команд (32). Тем не менее, в последние годы «Формула-1» активно шагает по планете, поэтому сейчас этапы знаменитой гоночной серии проходят в разных уголках мира. На данный момент из восемнадцати трасс «Формулы-1» девять находятся за пределами Европы (в Китае, Бахрейне, Малайзии, Турции, Сингапуре и других странах).
    Гонки — это один из самых зрелищных и дорогостоящих видов спорта. Будучи безусловным лидером среди прочих гоночных серий, «Формула-1» обладает огромными бюджетами. Финансовые и политические скандалы, активно обсуждаемые средствами массовой информации, — не редкость для нее. «Формула-1» является массовым телевизионным событием, за которым следят более 55 миллионов людей во всем мире. Однако при просмотре телевизионной трансляции не испытываешь и половины тех эмоций и переживаний, которые испытывают те, кто вживую наблюдает за ходом событий, сидя на трибуне автодрома.

    Гран-при Венгрии
    Первый Гран-при Венгрии прошел 21 июня 1936 года в Неплигет-парке, что в центре Будапешта. В соревновании участвовали команды Mercedes, Auto Union, Maserati и Alfa Romeo. В связи с тем, что на протяжении длительного времени Венгрия была отгорожена от остальных европейских стран железным занавесом, вплоть до 1986 года гонки здесь не устраивались. Специально для такого знаменательного события всего в 19 км от центра Будапешта (рядом с деревней Модьорд) был в короткие сроки построен автодром «Хунгароринг». Начиная с этого времени Гран-при Венгрии постоянно присутствует в календаре чемпионата мира «Формулы-1». ХунгарорингВ продолжение нашего экскурса в историю венгерского Гран-при следует отметить интересный факт: первая гонка в социалистической стране могла пройти и в СССР, если бы чиновники оказались чуть посговорчивее. Глава «Формулы-1» Берни Экклстоун был одержим идеей провести этап чемпионата за железным занавесом, рассматривая в качестве кандидатов Советский Союз, Китай и Югославию. Однако почувствовав на себе прочность этого самого занавеса, в конце концов он остановил свой выбор на Венгрии.
    Трэк «Хунгароринг» представляет собой естественную долину, окруженную живописными холмами. Одним из главных преимуществ этого места является то, что практически 80 процентов трассы видны из любой точки, где бы ни сидел зритель. Именно по этой причине «Хунгароринг» нередко называют плоской тарелкой: зрители наблюдают за ходом гонки, как бы сидя по краям воображаемой тарелки. В 1989 году изначальная S-образная форма была немного подкорректирована, что позволило улучшить технические характеристики «Хунгароринга», позволявшие теперь гонщикам развивать более высокие скорости. Кроме того, общая длина трассы была уменьшена до 3968 метров.
    Длина самого короткого радиуса дуги «Хунгароринга» составляет 20 метров, самого широкого — 400 метров. Полная длина стартовой и финишной линии — 788 метров, максимальная скорость болида на этой трассе составляет около 320 км/ч.
    Больше всего побед в Гран-при Венгрии среди пилотов одержал Михаэль Шумахер (4), среди команд — Williams и McLaren (по 7). Победителем последней гонки 2008 года стал Льюис Хэмилтон, выступающий за команду McLaren.
    Гран-при Венгрии традиционно проходит каждый год в августе и привлекает огромное количество фанатов из разных уголков Европы и мира.

    Все дело в правильной стратегии
    Команды, принимающие участие в «Формуле-1», конструируют машины по собственным технологиям. В связи с высокой конкуренцией команд, конструкторы должны постоянно придумывать оригинальные технические решения, что ведет к прогрессу не только гоночных болидов, но и дорожных автомобилей. Однако не стоит забывать, что «Формула» — это не только битва машин, но и людей, в которой побеждает тот, кто выбирает лучшую стратегию исходя из существующих правил (а они, надо заметить, очень и очень строгие). Пит-стопТак, например, несмотря на то, что гоночные болиды являются продуктом высоких технологий, многие элементы электронной начинки, характерные для обычных автомобилей, в них запрещены. Это касается, к примеру, тормозных усилителей, антиблокировочной тормозной системы и антибуксовочной системы, которые могут нивелировать многие ошибки пилота. Как и любой продукт высоких технологий, автомобиль «Формулы-1» наполнен электроникой. Однако в последнее время наблюдается тенденция к снижению количества устройств, что, опять же, повышает роль гонщика в управлении машиной. За соответствием характеристик болида техническому регламенту следят стюарды Международной федерации автоспорта (Fédération Internationale de l'Automobile), FIA (ФИА или МАФ).
    Еще один интересный пример, демонстрирующий жесткие правила «Формулы-1». В течение гонки команда может использовать произвольное количество пит-стопов, остановок гонщика в боксе своей команды для дозаправки болида и/или смены резины. Количество пит-стопов и то, как они будут распределены по ходу гонки, определяет ее стратегию. Очень часто хорошая стратегия может привести к превосходству более слабой машины над более сильной.

    Судьба гонщика
    Немногим известно, что, как и в случае с любым другим видом спорта, гоночная карьера начинается в очень юном возрасте с картинга. Карты безопасны, имеют небольшие размеры и недорого стоят, что делает эти машины наиболее подходящими для обучения десятилетних детей. Рубенс БарикеллоПервыми состязаниями юных спортсменов являются так называемые «младшие Формулы» национальных чемпионатов, среди которых самыми престижными считаются те, что проходят в Великобритании. Следующий этап — европейские чемпионаты. Выступление в «Формуле-1» является наиболее престижным среди гонщиков и для большинства из них становится целью всей жизни. Преодолевая жесткую конкуренцию, значительную часть своей жизни гонщики стремятся к вершине автоспорта, однако лишь немногим удается достичь ее.
    В то же время, попав в «Формулу-1», пилоты в большинстве случаев уже не могут участвовать в других гоночных сериях в связи с ограничениями, которые накладывает на них подписываемый контракт. Эти ограничения связаны с рядом причин. Во-первых, спонсоров команд не устраивает тот факт, что «их» гонщик будет выступать за другие команды, поддерживаемые другими спонсорами. Во-вторых, принимая участие в подобных состязаниях, гонщик рискует получить серьезную травму и, как следствие, невозможность выступать за свою команду. Ну и, наконец, важную роль здесь играет и нехватка времени, оказывающая серьезное влияние на физическое состояние пилотов.
    Впрочем, быть гонщиком — не означает находиться в рабстве у железного коня и с утра до вечера мотать круги по трассе автодрома. Многие известные гонщики имеют хобби, которому и посвящают свободное время. Так, например, чемпион мира 2007 года и один из лучших автогонщиков настоящего времени финн Кими Райкконен разделяет любовь к гонкам с увлечением снегоходами. Ярно Трулли и его хоббиА вот его соотечественник Хейкки Ковалайнен является пилотом во всех смыслах этого слова: уже давно он бороздит небесные просторы на собственном вертолете. Итальянский автогонщик Ярно Трулли совместил хобби с бизнесом: в 2000-м он купил виноградник Podere Castorani, расположенный в окрестностях его родной Пескары. Кроме произрастающего здесь винограда, Трулли импортирует несколько сортов из других регионов Италии и производит 18 типов различных вин. Есть среди пилотов «Формулы» и утонченные натуры. Немецкий гонщик Адриан Сутил, например, в свободные от тренировок и соревнований минуты предпочитает помузицировать на своем фортепиано: до 14 лет будущая звезда «Формулы-1» обучался в музыкальной школе. Однако первое место в рейтинге самых необычных увлечений пилотов «Формулы-1», безусловно, принадлежит Фернандо Алонсо. Испанский красавчик может обмануть даже очень опытного шулера, ведь в детстве дедушка научил его самым разным карточным фокусам.
    Многие гонщики покидают автоспорт, когда им нет еще и 35 лет, тем не менее большинство из них продолжают участвовать в соревнованиях и после этого возраста. Многие ветераны «Формулы» выступают в серии «Гран-при Мастерс». В число наиболее престижных соревнований также входит немецкая гонка туристических автомобилей DTM, в которой выступали такие известные пилоты, как двукратный чемпион «Формулы-1» Мика Хаккинен и французский автогонщик Жан Алези. Некоторые экс-гонщики Формулы отдают предпочтение американской гоночной серии ИндиКар, например Нигель Мансель и Эмерсон Фиттипальди. Герхард Бергер и Алан Прост вернулись в «Формулу-1», правда, уже в качестве владельцев команд, а не как автогонщики. Есть среди бывших автогонщиков и те, кто после окончания спортивной карьеры становятся ведущими на радио и телевидении. Среди них можно назвать имена Мартина Брандла, работающего на английском телеканале ITV, или Жана Алези, который стал ведущим итальянского канала RAI.